«СПУТНИК НАД ПОЛЬШЕЙ» ЗАПУЩЕН В РОССИИ

Актуально / «СПУТНИК НАД ПОЛЬШЕЙ» ЗАПУЩЕН В РОССИИ
«СПУТНИК НАД ПОЛЬШЕЙ» ЗАПУЩЕН В РОССИИ

Анонсом кинофестиваля российских фильмов в Польше стала поездка польских журналистов в Москву, Санкт-Петербург, Суздаль и Владимир.

13.12.2018

На орбиту проекта «Здравствуй, Россия!», который осуществляет Российско-польский центр диалога и согласия совместно с обществом «Радонеж», на сей раз были выведены польские журналисты. Двадцать два труженика пера, фото- и телекамер представляли не только варшавские студии и редакции, но и региональные издания. Всех же их объединила кинотематика. А точнее – фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей», главным партнёром которого в этом году стал Российско-польский центр диалога и согласия.В преддверии упомянутого фестиваля – а он, перед тем, как российским фильмам «разъехаться» по польским городам, пройдет уже в 7-ой раз в Варшаве с 7 по 17 ноября – Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия», Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» и общество «Радонеж» подготовили для польских журналистов программу, которая дала возможность прикоснуться не только к миру российского кино, но и познакомиться с достопримечательностями таких российских городов, как Москва, Санкт-Петербург, Суздаль и Владимир.Вполне естественно, что свое пребывание польских гостей в Москве началось с посещения Киноконцерна «Мосфильм» – ведущего предприятия киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Достаточно сказать, что из этого «города в городе» выходит более ста картин в год. Большинство фильмов создается на находящихся здесь студиях, которые возглавляют ведущие кинематографисты России. А Генеральным директором «Мосфильма» является известный режиссёр Карен Шахназаров, чьи фильмы не только выходили на польские экраны, но и становились лауреатами фестиваля «Спутник над Польшей».Важно отметить, что преодолев кризис 90-х годов, «Мосфильм» не только сохранил традиции и кинематографические профессии, но и стал высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние девять лет более чем в 10 раз.В канун нашего визита на киноконцерн он был удостоен главной всероссийской Премии в области экономического развития, достойно завоевав первое место в номинации «Лидер в бизнесе–2013».Нам повезло, что сопровождала нас Наталья Пантюшкова – артистическая натура, знаток польского кино и всего, что делается в российском кинематографе. К тому же, с безукоризненным польским языком. По дороге на «Мосфильм» Наталья рассказала о возрождении киностудии и создании киноконцерна, о российско-польских контактах в области культуры и о вышедшем на широкий экран киноэпопеи «Сталинград» в режиссуре Фёдора Бондарчука. Первое, что мы увидели на территории кинофабрики – бюст его отцу Сергею Бондарчуку, снявшего на «Мосфильме» свои лучшие кинопроизведения. Вот вам и связь времён. А далее к нам присоединилась сотрудница «Мосфильма» Катя Крючкова, которая сначала повела в знаменитый мосфильмовский музей, а потом пригласила на прогулку по городку, в котором улицы и дома были выстроены в стиле XIX-начала ХХ веков. Именно эти улицы служили и продолжают служить «натурой» для многих картин «Мосфильма».В нескольких залах Музея «Мосфильма» также можно увидеть элементы различных декораций – например, старый Копенгаген из фильма режиссера Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», муляж туши огромного быка из фильма Карена Шахназарова «Яды или Всемирная история отравлений», старинные почтовая и царская кареты, и многое другое.Особая гордость – коллекция ретротранспорта. Причем, даже авто 1913 года отреставрированы и приведены в рабочее состояние. Как и автомобили разных моделей, включая иномарки и технику военных лет, а также и советские правительственные машины. У всех этих автомобилей своя история участия в картинах «Мосфильма». И, конечно же, богатая коллекция различных костюмов, предметов быта разных эпох.И всё это продолжает работать. Причем, круглосуточно. В этом мы убедились, попав на съёмочные площадки. В одном из павильонов заранее снималась новогодняя программа, в другом – очередная часть сериала «Ясмин», идущего по первому каналу ТВ. Дождавшись перерыва, воспользовались, чтобы поговорить с режиссёром Вячеславом Каминским и актёрами.«Кинематографических сюжетов» на нашем пути было еще немало. В Суздале долго не могли покинуть сохранившиеся декорации под открытым небом к фильму Павла Лунгина «Царь». А посещение размещенного в Зимнем дворце Государственного Музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – поневоле напомнило о фильме Александра Сокурова «Русский ковчег», который польскому зрителю приблизил известный дистрибьютор Роман Гутек. Напомню, что этот уникальный фильм был снят в Зимнем дворце за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром» за один дубль, то есть без остановки камеры. Первый полнометражный художественный фильм, снятый без использования монтажа, отображает посредством новаторского киноязыка историю Эрмитажа. Знаменитый музей переосмыслен как своего рода ковчег – средоточие всего культурного и духовного наследия России.Подвести итоги поездки мы собрались в московском Доме кино за «круглым столом». Тема была подходящая: «Новое русское кино. Его особенности, традиции и развитие». То есть, говорить можно было обо всём. Тем более, что на встречу с польскими журналистами пришли известные кинодокументалисты – режиссеры и сценаристы. В центре же внимания оказался Андрей Шемякин – киновед, кинокритик, культоролог, автор и ведущий телевизионных программ, преподаватель университетов, член жюри многих международных кинофестивалей. Мы стали одними из первых зрителей только что вышедшего документального фильма по его сценарию «Отец в командировке». Его главные герои – родители автора картины, выдающиеся учёные: создатель биоорганической химии академик Михаил Михайлович Шемякин и профессор Гали Павловна Кугатова-Шемякина. Фильм о невероятно сложном периоде в советской науке, который обозначен, как «государственный террор в области биологии и генетики». Воплощённые режиссёром Викторией Лопач идеи Андрея Шемякина дали возможность выйти за рамки семейной памяти и обсудить проблемы исторической памяти не только отдельно взятой страны, но и в международных отношениях.Диалог российской и польской сторон пришел к заключению, что мы остались в плену старого поколения кинематографистов, а о новых работах друг друга мало что знаем. Как заметил Дариуш Выборский, «ведь по сути, кроме фестиваля «Спутник над Польшей», который представляет ретроспективу и новое российской кино, и фестиваля «Висла», знакомящего российских зрителей с польским кинематографом, других источников взаимного кинообмена и нет. Поэтому было бы много интереснее, если бы мы обсуждали то, что видели. Так же, как после совместного просмотра «Отца в командировке».Хочу обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Уж на что наши гости, хотя бы в силу своей профессии, должны быть хорошо информированными, но и для многих из них было откровением, что в России нет цензуры, открыто можно дискутировать в прямом эфире, не говоря уже о публикациях в СМИ. Странно было слышать вопросы об адвокате Станиславе Маркелове, будто его убийство в 2009 году в Москве замалчивается. А как раз в эти дни вспоминали и его, как он 20 лет назад выносил раненых из-под огня в Останкино и у Белого дома. Или о том, что у нас забыли об Анне Политковской. Но именно в дни пребывания польских гостей в России при большом стечении людей на здании редакции «Новой газеты» была открыта мемориальная доска в память о ней.«Мы совершили поездку, которая помогла нам не только увидеть, что скрывается за кремлёвскими стенами в Москве, шедевры Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея или прикоснуться к истории в Суздале, Владимире и Петергофе, но и понять, насколько это было возможно, сегодняшнюю открытую Россию. И это – самое главное, потому что на всё мы смотрели собственными глазами и увидели как много позитивных мест на поле польско-российских взаимоотношений. Мы уезжаем под впечатлением гостеприимства россиян. И хотя восемь дней нашего пребывания в России – срок немалый, хотелось остаться на ещё больший», — поделился своими впечатлениями заместитель главного редактора журнала «Нигды венцей» («Никогда больше») Рафал Панковский. Валерий Мастеров